Пожарский Д.М.
 Версия для слабовидящих

Пожарский Дмитрий Михайлович

 

Дмитрий Михайлович Пожарский знаковая фигура 17 столетия, участник событий Смутного времени. Национальный герой русского народа был незаурядной личностью, храбрым воином, талантливым полководцем. 

 

Он возглавил народное ополчение, освободившее осенью 1612 года от иноземных захватчиков Москву и отстоявшее национальную независимость Русского государства.

 

Князь Пожарский  - представитель старинного рода князей Стародубских, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода – Большое Гнездо Ивана Стародубского.

 

Родился 1 ноября 1578 года в родовом имении Сергово, в 12 верстах от села Коврова (современный город Ковров). В 15 лет Дмитрий стал стряпчим, в 20-членом Земского Собора, а еще через 4 года он уже был стольником. В 1608 году назначен воеводой рассыльного отряда для борьбы с поляками и казаками, отличился полководческим хитроумием и удачливостью, получил признание. Тогда же он в первый раз был серьезно ранен в колено и стал прихрамывать, получив прозвище «Хромой».

 

За успешную борьбу с «Тушинским вором», Лжедмитрием II, («Тушинский вор» – потому что войска Лжедмитрия II стояли лагерем в селе Тушино), он получил богатый земельный надел в Суздальском уезде, - село Нижний Ландех и посад Холуй с деревнями, починками, пустошами.

 

Князь Пожарский был высокого роста, имел большую бороду, носил длинный кафтан с откидным воротом. Для своего времени он был весьма образован, имел хорошую библиотеку. По свидетельству современников, это был великодушный князь и добрейший человек, занимался благотворительностью, вносил многочисленные щедрые пожертвования.

 

Его способность чувствовать себя равным среди простых людей, а так же любовь и доверие к нему ополченцев были необычайным явлением для того времени.

 

Время рождения Кузьмы Минина точно не установлено. Полагают, что он был старше Дмитрия Пожарского и родился около 1570 года. Трудности создания биографии одного из величайших сынов России кроются в отсутствии документов, указывающих время и место его рождения. Метрические и исповедальные церковные записи до сих пор не найдены, за исключением того, что он уроженец г. Балахны.

 

«Из нового летописца» о создании народного ополчения  во главе с К. Мининым и Д. Пожарским. 1611 г.:  Во всех Городах Московского Государства слышали о разорении Москвы, и о том скорбели и плакали и никто не мог помочь, только в одном Нижнем Новгороде начали думать, как помочь Московскому Государству.

 

Один из нижегородцев Козьма Минин воззвал ко всем людям: « Поможем Московскому Государству! Не пожалеем жизней своих, да и не только жизней, но и дворы свои продадим, жен и детей заложим и будем бить челом, чтобы кто вступился за истинную веру и был у нас начальником».

 

Нижегородцам любо его слово и послали бить челом к стольнику князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому…

 

В этот период времени он лечился от ран в селе Мугреево, что на реке Лух.

 

Там его и нашли Нижегородские послы. А хозяйственную и финансовую часть поручили «Выборному человеку»  Земскому старосте Кузьме Минину.

 

Первыми на зов Минина и Пожарского пришли в Нижегородское ополчение Рязанские и Муромские ратники, а затем Смоленские, Костромские, Владимирские, Суздальские отряды. По уточненным данным к моменту выдвижения войска из Нижнего Новгорода в ополчении находилось 3500 стрельцов и тысяча всадников. По пути вливались новые добровольческие силы. И уже пройдя Ярославль, Нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским имело в своих рядах вместе с татарским отрядом из Касимова, около десяти тысяч человек.

 

Таким образом, в августе 1612 года , второе ополчение, выросшее в большую, хорошо организованную силу, подошло к Москве и в октябре очистило столицу от поляков.

 

Знамя полководца Дмитрия Пожарского, под которым он ходил на врага с Нижегородским ополчением, до 1827 года хранилось в Спасо-Преображенской церкви села Пурех.

 

По Высочайшему повелению императора Николая I подлинное знамя (стяг) было передано в Оружейную палату Московского кремля.

 

25 октября 1612 года войска ополчения под предводительством Д.М. Пожарского с Казанской иконой Пресвятой Богородицы изгнали захватчиков из Московского Кремля.

 

Священный образ Богородицы помогал ополченцам по-своему - укреплял их дух и веру. После 1612 года чудотворная икона Казанской Божией матери получила еще большее распространение. Она считается «Державной заступницей» России и является одной из самых почитаемых икон.

 

После изгнания польских интервентов из Москвы, Пожарский приобрел огромный авторитет.

 

В 1612–1613 годах вместе с князем Дмитрием Трубецким Пожарский руководил временным правительством.

 

Кандидатура Дмитрия Михайловича рассматривалась в качестве возможного претендента на русский престол.

Высокородный князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, оказавшись в кремле, немедленно занял дворец Годунова и там барствовал, распустив своих казаков  по городу.

 

Минин и Пожарский, не коснувшись царских палат, скромно поселились на Арбате, в Воздвиженском монастыре. Вместе с земскими людьми они занялись подготовкой Собора для избрания царя, обустройства разоренного государства.

 

В январе 1613 года в Москве был собран Земской Собор. А 21 февраля Собором был избран новый царь. Русским государем стал юный Михаил Федорович Романов. Были отвергнуты иностранные претенденты на русский престол - польский королевич Владислав и шведский принц Карл-Филипп.

 

11 июля было совершено торжественное венчание Михаила Романова на царство  в Московском Успенском соборе Кремля.

 

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский во время церемонии венчания нес «державу». (Держава - один из древних символов власти –скипетр и держава, вручаемых новому государю). А также был удостоин особой чести- участвовал в царской трапезе, за которой он был провозглашен боярином.

 

До самой смерти князь Пожарский верой и правдой служил на разных поприщах своему Отечеству: руководил военными действиями против польских войск,  вел переговоры о мире со Швецией, возглавлял различные Приказы, служил воеводой в Новгороде Великом.

 

20 апреля 1642 году Пожарского не стало. Перед своей кончиной в селе Нижний Ландех князь Дмитрий Михайлович принял монашеский чин с имением Косьма, чем подтвердил верность своему соратнику по Нижегородскому ополчению Косьме Минину.

 

Для поминовения души или же в связи с каким – либо важным событием жизни он подавал различные вклады в святые обители – в целом, в 22 российских монастыря.

 

На средства князя и боярина Пожарского к 1636 году в Москве, на Красной площади был выстроен и освящен Казанский собор.

 

Митра расшита золочеными дробницами, самоцветами, жемчугом, серебром, золотыми и  шелковыми нитями. Бархат, комка, чеканка, гравировка, золочение. Вклад вдовы Д.М. Пожарского Феодоры Андреевны в Спасо-Евфимиев монастырь.

 

Общая усыпальница князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимиевском монастыре, обнаруженная при раскопках в середине XIX века графом Уваровым.

 

Из описей монастыря 1660 года видно, что на территории монастыря была общая усыпальница князей Хованских и Пожарских. Иван Хованский и Иван Пожарский – двоюродные братья, построили над могилами своих родителей общую «полатку», но, к сожалению, ни в описи 1660 года, ни в других монастырских актах не перечислены погребенные  представители рода князей Пожарских и Хованских.

 

Приехав сюда в 1852 году по высочайшему поручению, он был неприятно поражен забвением места погребения. На монастырском дворе иноки показали ему только место, где по преданиям, прежде стояла каменная полатка семейного склепа князей Пожарских.

 

Это было ровное, поросшее травою место, рядом с вековыми деревьями.

 

Граф Уваров развернул широкомасштабные раскопки. Было обнаружено 48 гробниц. Одна из гробниц очень отличалась от других. Она была высечена из цельного белого камня. По разрешению Святейшего Синода гробница была вскрыта, в ней нашли останки престарелого человека, обернутые саваном из шелковой материи, остатки боярских украшений, каких не мог иметь никто из рода князей Пожарских, кроме самого Дмитрия Михайловича Пожарского.

 

По добровольной подписке по всей России на сооружение этого мавзолея было собрано около 75 тысяч рублей. Мавзолей из белого (каррарского) мрамора, украшен бронзовыми рельефами, с большой мозаичной иконой Спасителя на фронтоне. Памятник был открыт в 1885 году.

 

Однако в 30 годы XX века – годы борьбы с царями, князьями и церковью, мавзолей был разобран, место захоронения в очередной раз сравняли с землей, а белый мрамор пошел на облицовку первых подземных станций Московского метро.

 

7 ноября 1941 года главнокомандующий И.В. Сталин обратился к солдатам прямо с Красной площади уходившим на фронт: Пусть вдохновляет вас на этой войне мужественный образ ваших предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.

 

Через 10 лет после победы в Великой Отечественной войне суздальцы вновь почтили память князя Пожарского. В 1955 году ему был установлен памятник у стен Спасо-Евфимиева монастыря.

 

Большинство историков считают, что род князей Пожарских угас на внуке полководца Георгии Иоанновиче Пожарском (1685г).

 

Известны строки А.С. Пушкина:

Мне жаль, что тех родов боярских

Бледнеет блеск и никнет дух;

Мне жаль, что нет князей Пожарских,

Что о других пропал и слух.

 

Однако есть данные, что Георгий Иоаннович, которого принято считать последним, на ком угас род Пожарских, имел внебрачного сына Иоанна Георгиевича, получившего поместье из бывших княжеских вотчин в Суздальском уезде. Иоанн Георгиевич и его потомство утратили Княжеское достоинство, но были дворянами, войдя в состав дворянства Владимирской губернии.

 

 

НАШ ФЛАГ

 

 

 

 

Краткая биография 

Дата последнего обновления страницы 12.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»